Вячеслав Анисин: «Правда Бобби Кларка»

Вячеслав Анисин: «Правда Бобби Кларка»

Участник легендарной Суперсерии-1972, многократный чемпион мира и Европы Вячеслав Анисин рассказал о работе Николая Озерова, почему известные артисты не хотят общаться с прессой, и как Анатолий Тарасов относился к журналистам в интервью сайту клуба «Легенды хоккея».
 

Участник легендарной Суперсерии-1972, многократный чемпион мира и Европы Вячеслав Анисин рассказал о работе Николая Озерова, почему известные артисты не хотят общаться с прессой, и как Анатолий Тарасов относился к журналистам в интервью сайту клуба «Легенды хоккея».
 
- Один из самых необычных эпизодов вашей карьеры — случай, когда вы заставили журналиста съесть газету. Как так получилось?
- Я поспорил с корреспондентом. Он заговорил со мной в самолете: «Хоть один матч у канадцев сможете выиграть, как считаете?..» И пообещал после первой нашей победы съесть газету. Я согласился на спор. Мне-то терять нечего было - в случае поражения, есть ничего не пришлось бы.
 
- Но вы выиграли.
- В Канаде был траур, когда это произошло. А тот корреспондент пришел ко мне с круглой посудой — внутри были щи. Он отщипнул от газеты маленький кусочек и бросил туда. Я следил. Правда, журналист всю газету не съел. Две ложки попробовал и перестал.
 
- В то время к журналистам не относились настороженно?
- Помню случай на эту тему. Когда мы ездили на сборы в Кудепсту, нас приходили снимать шведы и другие иностранцы. Вот как сейчас вижу, Анатолий Васильевич Фирсов подходит к Тарасову: «Анатолий Владимирович, они же снимают все...» А тренер его приобнял: «Толя, у них характера не хватит. И потом, они не коммунисты и не комсомольцы. Так что, пускай снимают, что хотят».
 
- Сейчас снимают практически постоянно. Освещение хоккея на ТВ вам нравится?
- Вот чем был хорош Озеров? Включишь радио. И можешь закрыть глаза, представить себе хоккейную площадку и смотреть, как проходит игра. Например, матч «Спартак» - ЦСКА. Блинов отобрал шайбу у Михайлова в углу, отдал в центр Старшинову. Тот перешел синюю линию, тут же - пас Майрову. То есть Озеров рассказывал, как идет игра и называл имена хоккеистов.
 
Сейчас, конечно, тяжело знать всех игроков, потому что команд очень много. Мне кажется, большинство комментаторов не в курсе, кого как зовут из игроков. Некоторые вообще начинают говорить не про хоккей, а про то, что он сам думает. А он-то, может, и в хоккей-то не играл. Ему и думать об этом не надо. Понимаете? Матч идет, а комментатор рассказывает о том, кто за какой клуб выступал. Кому это интересно? Мы ведь смотрим конкретную встречу.
 
- То есть, комментаторам нужно поменьше выражать собственное мнение?
- 100 процентов. Потому что для этого есть эксперты — люди, которые играли в хоккей. Но даже тот человек, который поиграл в МХЛ, не может ничего говорить, потому что он не выступал на высшем уровне. И не знает, какой там накал. Я общался с Бобби Кларком. Он отмечает: «Можно закончить десять институтов, получить образование, но какая война была между вами и нами в 1972 году, так и не узнать. Те затраты физических сил, и ту психологию ни один профессор по хоккею не объяснит. Это только тот, кто варился в том котле, на льду, знает. Больше никто». Что, Кларк не прав?
 
На мой взгляд, мнение должны высказывать люди, которые играли в настоящий, большой хоккей. А комментаторам же нужно рассказывать о происходящем на поле: «Хороший пас, отличная атака с ходу, этот проиграл единоборство, вратарь вытащил...» У нас почему-то сейчас мало внимания таким вещам уделяют. Но это тяжелая работа, понимаю всех комментаторов.
 
Легче сказать: «Ак Барс» пошел в атаку, Петров вошел в зону, закинул за ворота, ребята боролись... А вот Петров играл еще в Югре». Несколько минут еще об этом поговорят. Так — «туда-сюда», и атака уже прошла. Это мне не очень нравится. Выражаю исключительно свое мнение и не хочу никого осуждать. Но, чтобы рассказывать, как проходит матч, надо иметь соответствующий навык, какой был у Озерова.
 
- С телевизионщиками немного разобрались. Что посоветуете пишущей братии?
- Не придумывать. Писать то, что есть. Я знаю многих артистов. И они даже интервью журналистам давать не хотят. Почему? Потому что те все перевернут вверх ногами: что было, и чего не было. И про меня как-то написали, что я обманул Бутырскую на 200 тысяч долларов, торгуя машинами. Какими машинами?.. Кого я обманул? Был очень удивлен. Позвонил адвокату, он ответил: «Мы с тобой выиграем суд. Но там в издании сидит человек уже с деньгами... Тебе это надо? Нет? Тогда забудь».
 
А какую «пошлятину» писали о Павле Буре? А Нина Крутова как возмущалась? О Вове всякие пакости размещали. Жена Володи позвонила редактору, так на следующий день он еще большую гадость опубликовал.
 
- Раньше такого быть не могло?
- Что касается спорта, то в советское время, если провел матч нормально, то так и писали. Но если сыграл плохо — тоже наседали, как и сейчас. Это все было, только ничего не выдумывали. А теперь — я уже практически не читаю прессу, лишь слежу там за результатами хоккейных матчей.