Виталий Прохоров: «Мы не только хоккею учим»

Виталий Прохоров: «Мы не только хоккею учим»

Главный тренер юниорской сборной России U-16 убежден, что его воспитанников ждет успех не только на хоккейных площадках.

Главный тренер юниорской сборной России U-16 убежден, что его воспитанников ждет успех не только на хоккейных площадках.

- Как в вашей жизни появилась юниорская сборная России до шестнадцати лет?
- Все из тех же идей, что и детская школа в Подольске. Я понимал, что цели должны идти вверх. Создался клуб, добился назначения в главную команду по ребятам этого года. В сборной уже более обширная история – уже 60 кандидатов, должны играть лучшие, их надо просматривать, надо давать возможность ребятам проявить себя. В национальной команде совершенно четкая идеология, которая им рассказывается, объясняется и тренируется. Надо в них зажечь огонь другого качества, потому что в сборной совершенно другая энергетика. Будем объяснять, зажигать.

- Насколько вы довольны выступлением своей юниорской сборной?
- Знаете, тяжело судить. Я доволен, но серьезных соперников мы пока не увидели. Но то, что ребята приходят и быстро объединяются в один коллектив, понимают, что от них просят, находят решения и не останавливаются – это очень приятно. Видно стремление и огромное желание.

- Слышала, что вы подтянули в «Витязь» очень много ребят, которые играют в сборной.
- В принципе, изначально была идея, что кандидатами являются большей частью ребята из одной команды. Но, опять же, это не говорит о том, что оно так и будет через год или два. Оно, знаете, как может быть: сейчас в клубе играет 8-10 кандидатов в сборную, а потом останется 2-3. За год до основного соревнования – чемпионата мира – фактически будет 30-35 кандидатов, которые будут ездить на турниры и непосредственно готовиться к мировому первенству. Сейчас идет просмотр. Перед ребятами стоит задача – чемпионат мира, где важны не только индивидуальные качества, но и командные, понимание игры, тактика. Обращается внимание на дисциплину, выполнение игрового задания и творческое мышление конкретного игрока в частности.

- Собрать всех лучших игроков одного возраста и вести их до чемпионата мира – очень похоже на систему, которую начали применять в США, чтобы вытащить свой хоккей из ямы.
- Знаю эту систему, изучал ее. Начнем со статистики. С 2000 года они начали вводить эту программу. Два года были экспериментальными. С 2002 по 2013 они выиграли 7 золотых, 3 серебряных медалей и один раз были бронзовыми. Результат потрясающий! Они живут, учатся, трудятся вместе, у них создается коллектив. Есть и хорошие бонусы: стал чемпионом мира – получаешь бесплатное обучение, а это, на минуточку, тысяч 300-350 долларов только на обучение. Мы работаем над этим и смотрим, как это можно у нас сделать. Я не хочу забегать вперед, но над изменениями в нашем детско-юношеском хоккее тоже работают.

- Что будет для вас, как для тренера, самой большой наградой?

- Для тренеров, которые занимаются с детьми, большая награда, когда дети, которых ты вел, становятся чемпионами мира, олимпийскими чемпионами, входят в состав сборной или продолжают свою карьеру на профессиональном уровне. И настоящая награда, когда те ребята, которые не пошли в профессионалы, остались людьми, которые борются за свое место под солнцем во взрослой жизни, не сдают позиции, двигаются вперед.

Мы же не только хоккею учим, но и ведем психологическую работу. Мы учим быть человечными, прививаем умение преодолевать трудности, у них должна присутствовать воля, они должны быть целеустремленными, должны понимать свои сильные и слабые стороны. Ребята должны четко видеть этот мир и понимать, если что-то не получается, то через какие-то преодоления, сверх усилия, поставленная цель обязательно достигается. Это везде работает, где бы они ее не ставили.

- У вас столько хоккея в жизни: клуб, сборная. А вы еще и сами играете в команде «Легенды хоккея». Как у вас на все хватает времени?
- Правильный распорядок дня. Днем у меня идет работа над бумагами – это работа организационного плана. А вечером уже идет тренировочный процесс. Потом есть сборы, где я отключаюсь и работаю только с национальной командой. А «Легенды» приезжают, уезжают и тренируются каждый понедельник. Все распределено правильно и умело, и поэтому на все хватает времени. Даже еще мог бы загрузиться. Но пока вот не хочу.

- Не устаете эмоционально от такого количества хоккея в вашей жизни?

- Он меня подпитывает. Играя в «Легендах», я подпитываюсь – это физическая нагрузка и эмоции совсем другого плана. На тренировках – вторая нагрузка. На тренерском мостике – третья. Это абсолютно разный хоккей, поэтому где-то я подпитываюсь, где-то трачу энергию. Но я научился быстро восстанавливаться, поэтому у меня пока все нормально.

- Вы никогда не думали познакомить ваших воспитанников с игроками «Легенд»?
- Думал и организую это. Просто надо понять, как быть со временем. У ребят тренировки, и не хочется их отрывать. Как-то я все равно найду это пространство и время для взаимообмена. Но поверьте, им и меня часто вполне хватает.

- Тот факт, что вы сами до сих пор продолжаете играть – лишний повод для уважения?
- Конечно, когда я с ними играю, их это заводит. Им интересно, мне интересно, заводимся, но играем без силовых приемов с ними. Куда мне? Меня раз толкнешь – я и рассыплюсь. Прошу, чтобы не толкали. У меня, правда, уже и скорости не такие. Они быстрее меня, наглее меня, но я еще пока быстрее думаю на площадке.