Виталий Прохоров: «Я знаю, что я делаю, знаю, куда это ведет»
Олимпийский чемпион Альбервиля рассказал о том, почему вновь резко решил изменить свою жизнь и о своих взглядах на воспитание юных хоккеистов.
Олимпийский чемпион Альбервиля рассказал о том, почему вновь резко решил изменить свою жизнь и о своих взглядах на воспитание юных хоккеистов.
- Когда вы пришли к решению, что хотите работать с детьми?
- У каждого человека есть жизнь внутренняя, а есть социальная. После завершения хоккейной карьеры я работал не в спортивной области, на предприятии по производству и продаже. Не скажу, что это было плохо. Это был хороший шикарный опыт, который помогает мне и сегодня. Но надо было что-то менять и разворачивать. Поэтому я провел некоторое время в монастыре. После того, как я вышел из этого пространства и вернулся обратно в социальную жизнь, то принял решение работать с детьми.
Сначала работал со взрослыми мальчишками – второй командой «Крыльев Советов» и, в какой-то мере, с первой, когда еще была эта команда. Поработав там, я уже полностью переключился на детей. У меня было свое видение, свое понимание поэтапного развития. Вот на сегодняшний день есть несколько команд: «Витязь», который создавался с нуля, и юниорская сборная до шестнадцати лет. Мне нравится эта работа, я вижу многие плюсы и минусы развития российского хоккея и детско-юношеского. Стараюсь именно на том уровне, на котором я нахожусь, помогать развиваться нашим детям.
- Но почему вы решили тренировать именно детей, ведь во многом это неблагодарная работа?
- Это как посмотреть. Относительно чего неблагодарная? Каких-то финансовых наград? Я жил в монастыре, там все бесплатно. Там вообще все, что ты делаешь – это во славу Божию. Не говорю, что у меня до этого было как-то по-другому, но там это четко осознаешь. Судить о благодарности, исходя из отношений с родителями? Тут так, сегодня ты хороший, завтра ты плохой. Но и во взрослом хоккее все то же самое, только там родителей нет. Там агенты, жены, подруги, сами игроки.
Для меня эта работа является очень даже благодарной. Это очередной этап. Я знаю, что я делаю, знаю, куда это ведет, как это реализуется и кто и что получает в итоге. То, чему ты научил, видно сразу, можно сказать, на лицо. Учить детей доставляет не меньше радости, чем работать с взрослыми. Ну, какой же это неблагодарный труд? Очень даже благодарный по отношению ко мне лично.
- Как вы начали работать в Подольске?
- Мы все это организовали с моим товарищем. То есть, когда-то давно были идеи сделать то, что мы сделали. Только мы хотели делать это в Москве на площадке ФСО, но поняли, что лучше оттуда уйти. И нам предоставили такую возможность в Подольске.
Если говорить про команду 1998 года, то мы вошли совершенно новым коллективом в этот год. Всего трое мальчишек остались, которые начинали выступать в этой команде с детства. У нас есть возможности, условия, у нас много чего есть, чтобы обеспечить и создать детям нормальный тренировочный процесс. В команде работает еще очень перспективный, прекрасный, на мой взгляд, тренер Гришин Игорь Владимирович.
Фанатичный, творческий человек, он мне помогает в плане конкретики тренировочного процесса, взял на себя большой объем работы. И ребята собрались, которые горят желанием развивать себя, идти к высшим профессиональным достижениям. Требования у нас очень серьезные. И посмотрите, у нас команда в чемпионате не проиграла ни одной игры на сегодняшний день.
На мой взгляд, она даже оказывает какое-то влияние и на школу. Наша команда вошла в шестерку лучших команд открытого чемпионата Москвы, составив конкуренцию «Динамо», ЦСКА, «Локомотиву» и обогнав таких грандов, как «Русь», «Белые Медведи», «Крылья Советов». Мы рады, что у школы появилась целеустремленность развиваться в целом.
- Вы все создавали с нуля. С какими трудностями вам пришлось столкнуться? И что вам это открыло в плане возможностей, потому что создавать, наверное, все же легче, чем перестраивать.
- Самой первой трудностью было, чтобы родители поверили в наши идеи и мысли. Трудно было собрать коллектив. Вторая трудность – найти место. Дворец спорта, базу, где можно тренироваться, но мальчишкам же надо обеспечить еще и учебу, проживание на 24 человека. Это все надо организовывать, за этим надо следить. Плюс, условия во дворце спорта, тренировочный процесс. Фактически все это создавалось с нуля. У меня было два месяца, чтобы организовать это все в Подольске. И на сегодняшний момент мы прошли тот этап организации, осталось сохранить и преумножить. И это реально.
Вот это пусть развития. В принципе, и другим теперь можно задуматься над этой историей. Я не призываю идти по моему пути. Я пошел глобальным путем, начал агрессивно вступать в рынок, если говорить языком бизнеса. Но это все можно делать и на местном уровне в школах. Мы задали курс и продолжаем им идти. Это история не на один год. Мы доведем и 1998 год, и будем помогать остальным возрастам в школе. У нас такого же плана проект в школе с детьми 2004 года рождения, наверное, будет идти. Надеюсь, что с этой историей школа «Витязь» окрепнет, станет еще сильнее. А это значит, что будут новые поступления детей не только из Подольска, но, возможно, и Московскую область охватим.
- Как вы набирали мальчишек в свою команду?
- Все делал сам. Сам ездил и разговаривал с родителями. Сейчас уже надо это менять, самому не наездишься. До сих пор в команду идут предложения, но мы уже делаем точечные усиления. Я не сторонник того, чтобы набирать постоянно, чтобы как в команде КХЛ была постоянная ротация. У нас есть ряд мальчишек, которых мы доведем до выпуска. Часть из них пойдут в профессионалы, часть – в обычную жизнь. Но пока тяжело говорить, кто куда пойдет. У всех есть шанс, можно так сказать.
- В плане будущего вы бы чего для них хотели? Хотели бы, чтобы у «Витязя» был костяк из своих воспитанников?
- Конечно, это идеальная ситуация, когда за счет школы подпитывается главная команда. В плане развития это был бы лучший вариант, если бы клуб КХЛ и школа работали вместе. Когда команда строится на своих воспитанниках, как это было в советское время. Чтобы не только приезжие ребята в селекционном отборе участвовали, но и один-два человека из своей школы постоянно добавлялись в команду. Тогда и преемственность будет, и традиции клуба будут сохраняться.